Политика

Трианонский мирный договор с русинской колокольни

Национальный вопрос
4-го июня с.г. исполнилось 90 лет со дня подписания Трианонского мирного договора. Попробуем взглянуть на сам договор и его последствия с чисто «русинской колокольни». Если для проигравшей в Первой мировой войне Венгрии, подписанный ею договор явился « незаживающей исторической раной», непропорциональным по его последствиями наказанием, то для «русинов на юг от Карпат» он стал завершающим этапом закрепления за ними статуса народа с правом на самоопределение.
Вслед за Версальским договором с Германией, Сент-Жерменскими мирными договорами с Австрией и Чехословакией в ст. 4 Трианонского мирного договора декларировалось: «Венгрия со своей стороны признает, как это уже сделали Великие союзные державы и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своем составе автономную территорию русинов на юг от Карпат».
Трианонский договор в ст.48, вслед за ст.81 Версальского договора, ст. 53 Сент-Жерменского договора и частично со ст. 2. Севрского мирного договора определил границы «земли русинов» с Венгрией, Польшей и Румынией. Проведенная граница Подкарпатской Руси со Словакией, которая наряду с Чехией и Подкарпатской Русью вошла в состав учрежденной ЧСР, была отложена на неопределенное время. И хотя предварительно была достигнута договоренность, что она будет проведена по этническому принципу, на длительный период так и осталась «временной», лишний раз подтвердив тезис о том, что ничего не может быть более постоянным, чем временное.
Дорога к необратимому историческому событию лета 1920 г. не была ни прямой, ни без выбоин и ни без внешнего влияния.
Хотя русины 9 мая в г. Ужгороде в лице Центральной Русской Народной Рады и задекларировали развод со своим почти 10 вековым гегемоном, а затем в системе Версальских мирных договоров зафиксировали свой статус на принципе права народа на самоопределение, они все еще не имели окончательных гарантий реализации народоизъявления. Трианонский договор выступил в качестве последнего штриха на крутом повороте в судьбе малого народа в Центральной Европе.
Период 1918-1920 гг. демонстрирует усилия за реальный суверенитет созданной Чехословакии и вошедшими в ее состав русинами. Прежде всего, речь шла об определении и фиксации ее территориального status quo в Версальской системе мирных договоров. По сравнению с чешскими историческими землями, выход Подкарпатской Руси (земли угрорусинов) и Словакии (верхней Венгрии) из двуединой Австро-Венгерской монархии, вернее ее составной части — святостефанской короны, не решался мирным путем. За эти геополитические территории разгорелись бои. Их территории стали ареной сражений и дипломатических разносторонних усилий. Новая венгерская власть, начиная с октября 1918 г., прилагала огромные усилия для предотвращения выхода русинов и словаков и их земель из состава Венгрии. Новые территориальные разделы венгры все еще считали временными, которые вот-вот должны измениться в ее пользу. Успех в этом направлении сулил и исторический факт отсутствия как у русинов так и у словаков государственности.
Венгерская дипломатия развивала невероятные усилия по удержанию в своем составе земель словаков и русинов. Велись интенсивные переговоры с Антантой, русинам сулили статус «наиболее широкой политической автономии» ( см. предложенный венгерским правительством проект Закона « Народный законъ числа 10. про самоуправу руського народу живущого на Угорщинъ» от 21 декабря 1918 г.). Венгры рассчитывали на плебисцит под международным контролем. Когда все эти комбинированные усилия потерпели поражение, на карту был поставлен последний козырь — военная сила. Но таким попыткам противостояли не только созданная в спешном порядке чехословацкая армия, но и военные силы Антанты.
После падения в Венгрии коммунистического режима Бейлы Куна в начале августа 1919 г. в Венгрии ожидалось подписание мирного договора. Но политическая нестабильность и калейдоскопическая смена режимов тормозили работу венгерской делегации в Париже. Начиная от момента окончания Первой мировой войны до весны 1920 г.в Венгрии сменилось 12 правительств с чрезвычайно пестрыми политическими цельями и тактическими тенденциями. Пришедший к власти Венгрии, опиравшийся на дивизии Легара, адмирал Миклош Горти не спешил с направлением венгерской делегации директив по ускорению работы над договором. Он был абсолютно уверен, что время работает на него. Его «памятная записка» от 23 октября 1919 г. отражает планы в направлении восстановлении «Великой Венгрии»: вернуть потерянные в результате войны территории (прежде всего Словакию и Подкарпатскую Русь) путем военных действий против соседних стран и предпринять попытки по расширению круга своих союзников. Его поддерживало правительство Польши. Но если планы Польши по установлении венгерско-польской границы муссировались только в печати, то венгерским правительством они были изложены в «памятной записке» от 8 февраля 1920 г. , которую венгерская делегация вручила Парижской мирной конференции. В ней, ссылаясь на «большевистскую опасность», выдвигались требования возврата Венгрии Подкарпатской Руси и восстановления венгерско-польской границы, проведение в Словакии и Подкарпатской Руси плебисцита.
Эти открытые требования сопровождались тайными закулисными дипломатическими переговорами. В частности, в дипломатической переписке М.Горти с руководством Польши он обещал полякам не только оружие и боеприпасы (для борьбы с Севетской Россией), но и отправку венгерских регуляных войск (в том числе 30 000 венгерских гусар).
Еще до Сент-Жерменского договора от 10 сентября 1919 г. французкий генерал Э.Эннок, подписывающийся на воззваниях к русинам «верховным главнокомандующим », 6 июня 1919 г. своим Указом провозгласил военную диктатуру на всей территории русинов. В конце этого же года генерала Эннока сменил генерал Пари, но формально военная диктатура на территории Подкарпатской Руси сохранялась вплоть до 1923 г.
12 октября 1919 г. чехословацкое правительство учредило для Подкарпатской Руси временнную «Директорию» в качестве совещательного органа при военной администрации. В октябре 1919 г. А.Швегла вместе с администратором Я. Брейха подготовили проект «Генерального Устава» ( об организации и администрировании на территории Подкарпатской Руси). Он был утвержден и в виде «Воззвания» опубликован 18 ноября 1919 г. Территория Подкарпатской Руси была поделена на три жупы (Ужгородскую, Береговскую и Мараморошскую). 29 февраля была принята Конституция ЧСР , закрепившая положения Сент-Жерменского мирного договора и статус Подкарпатской Руси в составе ЧСР.
Чехословацкая делегация на Парижской мирной конференции свои требования представила в виде 11-ти меморандумов. Решающее влияние при их подготовке имели формулировки Э.Бенеша ( в отом числе его меморандум « Проблема русинов в Венгрии»). Бенеш свои требования на конференции реализовывал при тесном сотрудничестве с Францией, в то время одной из сильнейших стран в Европе, в ее попытках ослабить немецкое влияния. В свою очередь позиция Великобритании заключалась в ее страхе перед «балканизацией» средней Европы ( что постоянно подчеркива и венгерская дипломатия). Ее предложения касались только косметических изменений старых государственных структур. Безусловно, решающий голос имела позиция США, которые не разбирались в проблемах народов центральной Европы, однако во время конференции оказалось, что они больше наклонены принять внятные географические и геополитические предложения, относящиеся к чехословацким границам.
В свою очередь венгерская делегация на конферению тщательно готовилась. Она не хотела оставлять «на авось» ни одну деталь. Отдавала себе отчет, что проблемы сосуществования различных народов (ахилесовая пятка старой Венгрии) на конференции будет ключевой. Она полагала, что венгерские дипломаты-аристократы окажут на конференции решающее влияние своими языковыми знаниями, шармом и ораторскими способностями. При этом она провела тщательную подготовку. Наиболее интенсивной она стала на переломе 1919-1920 гг. когда глава страны М.Горти поверил ведение делегацией великолепному дипломату (географу по специальности) графу Телеки. Телеки учредил специальную канцелярию, которая собирала и готовила материалы, необходимые на мирную конференцию. Специалисты готовили доклады на секции ( с многочисленными статистическими таблицами по культурным, политическим, экономическим, демографическим и др. вопросам). Делегация подготовила огромный материал, содержащий 346 докладов ( 4000 машинописных страниц текста, 100 географических карт) под общим названием «Мемуары» (научные записки). Второй важной личностью венгерской делегации стал довоенный политик и министр А.Аппони (который большевисткую власть в Венгрии пережил в своем имении в Малиновее под Братиславой). В нем аристократия Венгрии видела человека, который докажет подготовить Договор с принятыми результатами (Аппони сам редактировал французкий перевод « Мемуаров»). В «Мемуарах» подчеркивалась историческое, экономическое и духовное единство Венгрии со ссылками на 1000 летнее совместное сосуществование, приводились доказательства, что венгры и населяющие страну народы на протяжении всего периода воевали на стороне Запада (естественно, упуская военное и политическое сотрудничество с Германским рейхом). Новые границы (в их лексиконе «демаркационные линии») они провозглашали как искусственные преграды, которые рано или поздно должны рухнуть или же не позволят венграм проводить в жизнь их историческое предназначение- быть главными носителями культуры в Центральной Европе.
Мемуары не признавали существования чехословацкого, румынского или югославского государств на территории святостефанской короны. Русинов они вообще вымазали из списка народов, которые предъявляли свои требования. Их и иной невенгерский этнос они народом не считали и подчеркивали их отсталость на фоне совершенных во всех отношениях венгров. Подчеркивали, что все за них решает Прага (они продолжают оставаться пассивными), умаляли значение принятых 8 мая 1919 г. в Ужгороде решений Центральной Русской Народной Рады и акцентировали, что русинский вопрос на мирной конференции решается только в интерпретации чехов.
« Мемуары» венгерская делегация подпирала утверждениями, что венгры намерены предерживаться реализации решений Договора и, в этой связи, выступают за такой Договор, который они будут в состоянии выполнять. Декларировали, что «обскубанная» Венгрия не будет иметь достаточную экономическую силу, чтобы она могла выполнить предписанные ей Договором обязательства;она потеряет природные богатства, сырье и энергию, которые достанутся в руки менее культурных народов, неспособных для их эффектовного использования.. Таким образом, венгры стараются избежать духовного упадка, который угрожает центральной Европе. Культурная отсталость русин, словаков , румын и югославов проявится не только в экономической плоскости, но и будет носить деструктивный характер духовной и моральной жизни, науки, искусства, литературы, веры, социальной области.
Во главе венгерской делегации было пять графов старинных и известных родов, полный ее состав состоял из 80 членов. Основная часть делегации главе с Аппони прибыла в Париж7 января 1920 г.и разместилась рядом с Булонским лесом (при этом члены делегации не имели права посещать Париж). Выбор Аппони во главе делегации не был самым удачным для венгров. Мировая общественность была знакома с его удручающими школьными законами, отстутствии в Венгрии средних народных школ, мадьяризацией начальных школ, преследовании активистов народных движений, его пронемецкую ориентацию и пр.
Венгерское правительство уполномочило подписать Договор (при явном отсутствии охоты у других политиков) министра общественных работ и социального обеспечения А.Бенарда и уполномоченного министра А. Драше-Лазара. Это был последний шаг для в подготовки итогового акта — подписания Договора в дворце Grand Trianon в Версале, который расположен в 20 км. юго-западне Парижа. Сам акт подписания состоялся 4 июня 1920 г. Трианонский мирный договор содержал 623 стр. и был разделен на следующие части; Границы; Европейские политические клаузулы; Военные, морские и воздухоплавательные клаузулы; Мимоевропейские клаузулы; Военнопленные и захоронения; Уголовные предписания; Возмещение потерь; Финансовые клаузулы; Порты, водные пути, ж.д.; Работа; Различные приложения.
На торжественном акте подписания приняли участие представители 22 держав. Председательствовал француз А. Миллеран. Вначале договор подписали представители Венгрии, затем представители Антанты США, Великобритании, Франции, Италии, Японии и наконец последовали подписи представителей других стран. За ЧСР Договор подписал министр иностранных дел Э.Бенеш и чрезвычайный посол и уполномоченный министр Ш. Осуски. Трианонский договор венгерский парламент ратифицировал 13 ноября 1920 г., чехословацкий парламент несколько позже-22 декабря Сенат и нижняя палата 29 января 1921 г.
Каждое обустройство мирового порядка, которе представляет собой разделение сфер влияния, кроет в себе истоки дальнейших конфликтов. Безусловно, такие зародыши возникли и при подготовке версальской системы и привели к ее распаду и к началу Второй мировой войны. И все это несмотря на то, что мировой порядок подготовленный в Версале хотел быть справедливым , более демократичен и прогрессивен по сравнению с предвоенным порядком. Хотя, конечно, пораженные государства имели несколько иное мнение.
Трианонский мирный договор подтвердил выход Подкарпатской Руси из распавшейся Венгрии и впервые провел четкую границу между Венгрией и «землей Русин на юг от Карпат». Впервые закрепил понятие «Подкарпатская Русь» в качестве своего рода исторического, географического и правового субъекта в международно-правовом документе перворядного значения. С точки зрения международного права, именно в этом состоит его огромное историческое значение для признания Подкарпатской Руси…

Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close